15.04.2018 Урок в "Библейском саду"
15 апреля младшие школьники вместе с родителями и кураторами группы Полубояровой Еленой Александровной и Ванкевич Еленой Юрьевной провели выездной урок-экскурсию в «Библейском саду». Сделать это оказалось просто, так как в Иркутском ботаническом саду ИГУ сейчас открыта уникальная выставка с таким названием. В самой читаемой в мире книге, Библии, встречается около 120 наименований растений, и нам удалось совершить своеобразное ботаническое путешествие по её страницам с помощью профессиональных биологов-экскурсоводов. Они нам рассказали и показали некоторые растения, упоминающиеся в Книге книг, ведь они (трава и деревья) были сотворены в третий день. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1:11-13), однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей - «… терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, …» (Быт. 3:18-19). Начали мы знакомство со смоковницы, инжира, винной ягоды, фигового дерева – это всё название одного и того же растения, из широких листьев которого, согласно Священному Писанию, первые люди Адам и Ева сделали себе одежды. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). Упоминание смоковницы встречается не только в Ветхом, но и в Новом Завете. Несколько раз её упоминает в своих притчах Иисус Христос. Узнали, что изо льна изготавливались одежды священников, как верхние, так и нижние (Лев. 16:4; Лев. 19:19). «Белые бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми снурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах» (Есф. 1:6) - это единственное место в Ветхом Завете, где мы встречаем упоминание хлопковой ткани. Хлопчатник в Палестине не выращивали, его родиной считается Индия. Хлопковые ткани стали ввозить в страну только после вавилонского плена. Хлопок быстро приобрел популярность среди евреев, так как сделанные из него одежды было приятно носить в жару. В качестве строительного материала упомянуты кедр (Ис. 41:19; 3Цар. 7:2), и кипарис (3Цар. 6:34), древесина которых использовалась в качестве драгоценного строительного материала – «И обложил стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка внутри обложил деревом и покрыл пол храма кипарисовыми досками» (3-я Цар. 6:15) и для изготовления музыкальных инструментов - «А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах» (2-я Цар. 6:5). Мы увидели маслину, или оливковое дерево, широко распространенное в Средиземноморье, но практически неизвестное сибирякам. Оливковая ветвь является символом мира, перемирия. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист в клюве у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:11). «Лучшее доказательство того, что на земле уже начала пробуждаться новая жизнь. Кроме того, масличное дерево, из которого добывается елей и который служит в Священном Писании символом радости и мира и давало Ною успокоительное указание на прекращение божественной кары (наказания)» (толкование Лопухина). И финиковую пальму, срезанными ветвями которой жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа. Нам даже дали потрогать современную копию древнеегипетского папирусного свитка. Именно из стеблей циперус папирус египтяне изготавливали свои знаменитые папирусы - писчий материал, аналог бумаги. Однако папирус использовался не только как бумага. В библейские времена из его стеблей делали ткани, обувь, циновки, корзины, домашнюю мебель, плели веревки и канаты, и даже строили весьма устойчивые морские суда. «Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам!» (Ис.18:1-2). Библия неоднократно упоминает об употребляемых в пищу растениях, и экспозиция включает в себя семена и плоды культурных злаков и бобов, названия которых можно встретить на страницах Писания. Это ячмень, из которого делали хлеб (2 Цар. 14:30; Иез. 4:12; Ин. 6:9). Ячменные поля простирались в окрестностях Вифлеема (Руф. 1:22). Выращивали также и пшеницу (Руф. 2:23; 1Цар. 6:13). Возделывали в древней Палестине и чечевицу (2 Цар. 23:11). За чечевичную похлебку Исав продал своё первородство (Быт. 25:34). Издревле употребляли в пищу плоды финика (Исх. 15:27). Во время блуждания по пустыне сыны Израилевы вспоминали такие растения Египта, как огурец, лук, чеснок. Ели также фисташки, миндаль (Быт. 43:11). Миндаль упоминается в Священном Писании в связи с избранием первосвященника иудейского народа. Бог повелел всем претендентам приготовить жезлы, написать на них свои имена и положить в скинии. Среди прочих претендентов был и Аарон, брат пророка Моисея. Когда Моисей на следующий день вошёл в скинию, и взял в руки все жезлы, он увидел, что только жезл Аарона, изготовленный из древесины миндального дерева, чудесным образом стал похож на живую ветку – «пустил почки, дал цвет и принёс миндали» (Числ. 17:8). Это был неоспоримый знак, указывающий на избранника Бога. Использование семян горчицы для получения растительного масла, приготовления специй и применения в качестве лекарственного средства известно с ветхозаветных времён. Семена горчицы столь малы по размеру и весу, что даже вошли в разговорный язык евреев как обозначение чего-то малого, незначительного, не имеющего ценности. Иисус Христос использовал этот образ в своих притчах: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31-32). Действительно, в природе горчица достигает высоты 1,5-2 метра и вполне может называться деревом, или большим кустом. В Библии можно неоднократно встретить упоминание граната. Его плоды, принесённые разведчиками Моисея, помогли израильтянам убедиться в изобилии страны Ханаанской. Видимо, они высоко ценили эти фрукты и считали их урожай показателем благополучия. Изображения плодов граната нередко встречаются в древней еврейской архитектуре. Они были изображены на капителях колонн храма в Иерусалиме. А мы увидели в малой оранжерее Ботанического сада даже плодоносящий гранат. Неоднозначное отношение было к изделиям из винограда (вино, уксус, изюм). Со времён Ноя практиковалось культивирование винограда (Быт. 9:20). Назореям употребление вина запрещалось (Чис. 6:3), а для христиан оно обязательно в таинстве Евхаристии (Мф. 26:28). Первым начинает использование вина в ритуальных целях Мелхиседек (Быт. 14:18). На выставке мы полюбовались кустами роз, хотя в Библии роза упоминается нечасто «… и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли (Книга Премудрости Соломона 2:6-8). Зато мы узнали, что в пустынях Ближнего Востока существует загадочный цветок. Под обжигающим солнцем, во власти раскаленного песка его листья неминуемо погибают, зажимая в кулак ветвями, словно старческими пальцами, сердце растения. И, превратившись в камень, высохший шар начинает свой бесконечный бег в поисках живой воды под порывами ветра по пустыне. Как перекати-поле прибивается к воде. С первыми каплями спасительной влаги происходит чудо: ладонь цветка раскрывается, и внутри прорастают удивительной красоты белые крошечные цветы. Этот процесс занимает примерно 24 часа. Но наступает время, волшебные листья вновь прячут бессмертную поросль, и путешествие продолжается... - это иерихонская роза, её научное название - анастатика иерихонская (лат. Anastatica hierochuntica). Оно произошло от древнегреческих слов "снова оживленный" или "воскресший". Впервые растение обнаружили в Средневековье рыцари – крестоносцы, которые заметили удивительные способности к возрождению цветка. Вернувшись из похода, они освятили найденное необычное сокровище и дали ему название "Цветок Воскресения". По другой версии растение обнаружила Мария по пути в Египет, дав ему благословение к бессмертию. Поэтому его еще называют "Рука Марии". Несмотря на свое название, цветы растения мало напоминают классическую розу. И, хотя по легенде роза возрождается бесконечно, ее жизненный цикл в реальности все же ограничен и составляет примерно тридцать лет, что тоже впечатляет! Но особенно удивителен тот факт, что в засохшем виде это растение способно храниться долгие годы. Нам показали её как в засушенном, так и в ожившем виде. Ребята были в восторге! Мы увидели редкое, произрастающее сейчас только в Евразии и Африке, растение иссоп, которое употреблялось при еврейских обрядах очищения. Пучки иссопа опускали в кровь и мазали ею перекладины и оба косяка дверей в первую Пятидесятницу (Пасху) в Египте (Исх. 12:22). При очищении прокаженных для помазания кровью связывали вместе кедровое дерево, червленую нить и иссоп (Лев.14:4 и Евр. 9:19). Моисей, произнесши все заповеди закона пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою, иссоп с червленою шерстью и окропил этим как самую книгу, так и весь народ. Иссоп употребляли также при жертвоприношении рыжей телицы (Числ 19:4). Поэтому и Давид молится: «Окропи меня иссопом и буду чист» (Пс. 50:9). Из 3Цар. 4: 33 видно, что иссоп было небольшое растение. У Ин. 19:29 мы читаем, что солдаты наложили на иссоп (ствол) ту губку, которую они напоили уксусом и поднесли к устам Иисуса. Весьма многозначен тёрн. Из горящего терновника с Моисеем разговаривал Бог (Исх. 3:2), но терновый венец был возложен на голову страдающего Христа (Мф. 27:29). На выставке можно увидеть копию тернового венка - «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!» – и били Его по ланитам» (Ин. 19:2-3). Он был сплетен из колючих веток зизифуса - растение из семейства Крушинные, оно широко распространено по всему Ближнему Востоку. Девочки и мальчики даже смогли потрогать и оценить, насколько на самом деле острые его колючки. Ещё мы увидели растения, упоминания о которые также присутствуют в Библии, такие как дуб (Быт. 13:18), можжевельник (3Цар. 19:5), ясень (Ис. 44:14), аир (Песн. 4:14), алой(Песн. 4:14),мирт (Ис. 41:19), шафран (Песн. 4:14), яблоня (Песн. 2:3),мята (Лк. 11:42). После знакомства с экспозицией "Библейский сад" ребята оставили свои отзывы на импровизированном «Древе познания добра и зла»! Кто-то выразил своё восхищение, благодарность за выставку, кто-то пожелание сюда прийти ещё раз, но уже со всеми своими родственниками, но безучастными не остался никто из нас. Эта замечательная выставка открыта до 6 мая. Мы благодарны экскурсоводам за удивительное, познавательное и интересное исторически - ботаническое путешествие! Дети и родители были счастливы увидеть малую живую часть Библейской истории! Спаси Господи! Фотографии
|