Александро-Невский храм г. Иркутска
Иркутской епархии Русской Православной Церкви
              Главная | Новости |
15.04.2018 Урок в "Библейском саду"

15 апреля младшие школьники вместе с родителями и кураторами группы Полубояровой Еленой Александровной и Ванкевич Еленой Юрьевной провели выездной урок-экскурсию в «Библейском саду». Сделать это оказалось просто, так как в Иркутском ботаническом саду ИГУ сейчас открыта уникальная выставка с таким названием.
В самой читаемой в мире книге, Библии, встречается около 120 наименований растений, и нам удалось совершить своеобразное ботаническое путешествие по её страницам с помощью профессиональных биологов-экскурсоводов. Они нам рассказали и показали некоторые растения, упоминающиеся в Книге книг, ведь они (трава и деревья) были сотворены в третий день. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1:11-13), однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей - «… терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, …» (Быт. 3:18-19).
Начали мы знакомство со смоковницы, инжира, винной ягоды, фигового дерева – это всё название одного и того же растения, из широких листьев которого, согласно Священному Писанию, первые люди Адам и Ева сделали себе одежды. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). Упоминание смоковницы встречается не только в Ветхом, но и в Новом Завете. Несколько раз её упоминает в своих притчах Иисус Христос. Узнали, что изо льна изготавливались одежды священников, как верхние, так и нижние (Лев. 16:4; Лев. 19:19). «Белые бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми снурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах» (Есф. 1:6) - это единственное место в Ветхом Завете, где мы встречаем упоминание хлопковой ткани. Хлопчатник в Палестине не выращивали, его родиной считается Индия. Хлопковые ткани стали ввозить в страну только после вавилонского плена. Хлопок быстро приобрел популярность среди евреев, так как сделанные из него одежды было приятно носить в жару.
В качестве строительного материала упомянуты кедр (Ис. 41:19; 3Цар. 7:2), и кипарис (3Цар. 6:34), древесина которых использовалась в качестве драгоценного строительного материала – «И обложил стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка внутри обложил деревом и покрыл пол храма кипарисовыми досками» (3-я Цар. 6:15) и для изготовления музыкальных инструментов - «А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах» (2-я Цар. 6:5).
Мы увидели маслину, или оливковое дерево, широко распространенное в Средиземноморье, но практически неизвестное сибирякам. Оливковая ветвь является символом мира, перемирия. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист в клюве у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:11). «Лучшее доказательство того, что на земле уже начала пробуждаться новая жизнь. Кроме того, масличное дерево, из которого добывается елей и который служит в Священном Писании символом радости и мира и давало Ною успокоительное указание на прекращение божественной кары (наказания)» (толкование Лопухина).
И финиковую пальму, срезанными ветвями которой жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа.
Нам даже дали потрогать современную копию древнеегипетского папирусного свитка. Именно из стеблей циперус папирус египтяне изготавливали свои знаменитые папирусы - писчий материал, аналог бумаги. Однако папирус использовался не только как бумага. В библейские времена из его стеблей делали ткани, обувь, циновки, корзины, домашнюю мебель, плели веревки и канаты, и даже строили весьма устойчивые морские суда. «Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам!» (Ис.18:1-2).
Библия неоднократно упоминает об употребляемых в пищу растениях, и экспозиция включает в себя семена и плоды культурных злаков и бобов, названия которых можно встретить на страницах Писания. Это ячмень, из которого делали хлеб (2 Цар. 14:30; Иез. 4:12; Ин. 6:9). Ячменные поля простирались в окрестностях Вифлеема (Руф. 1:22). Выращивали также и пшеницу (Руф. 2:23; 1Цар. 6:13). Возделывали в древней Палестине и чечевицу (2 Цар. 23:11). За чечевичную похлебку Исав продал своё первородство (Быт. 25:34). Издревле употребляли в пищу плоды финика (Исх. 15:27). Во время блуждания по пустыне сыны Израилевы вспоминали такие растения Египта, как огурец, лук, чеснок. Ели также фисташки, миндаль (Быт. 43:11). Миндаль упоминается в Священном Писании в связи с избранием первосвященника иудейского народа. Бог повелел всем претендентам приготовить жезлы, написать на них свои имена и положить в скинии. Среди прочих претендентов был и Аарон, брат пророка Моисея. Когда Моисей на следующий день вошёл в скинию, и взял в руки все жезлы, он увидел, что только жезл Аарона, изготовленный из древесины миндального дерева, чудесным образом стал похож на живую ветку – «пустил почки, дал цвет и принёс миндали» (Числ. 17:8). Это был неоспоримый знак, указывающий на избранника Бога. Использование семян горчицы для получения растительного масла, приготовления специй и применения в качестве лекарственного средства известно с ветхозаветных времён. Семена горчицы столь малы по размеру и весу, что даже вошли в разговорный язык евреев как обозначение чего-то малого, незначительного, не имеющего ценности. Иисус Христос использовал этот образ в своих притчах: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31-32). Действительно, в природе горчица достигает высоты 1,5-2 метра и вполне может называться деревом, или большим кустом. В Библии можно неоднократно встретить упоминание граната. Его плоды, принесённые разведчиками Моисея, помогли израильтянам убедиться в изобилии страны Ханаанской. Видимо, они высоко ценили эти фрукты и считали их урожай показателем благополучия. Изображения плодов граната нередко встречаются в древней еврейской архитектуре. Они были изображены на капителях колонн храма в Иерусалиме. А мы увидели в малой оранжерее Ботанического сада даже плодоносящий гранат. Неоднозначное отношение было к изделиям из винограда (вино, уксус, изюм). Со времён Ноя практиковалось культивирование винограда (Быт. 9:20). Назореям употребление вина запрещалось (Чис. 6:3), а для христиан оно обязательно в таинстве Евхаристии (Мф. 26:28). Первым начинает использование вина в ритуальных целях Мелхиседек (Быт. 14:18).
На выставке мы полюбовались кустами роз, хотя в Библии роза упоминается нечасто «… и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли (Книга Премудрости Соломона 2:6-8). Зато мы узнали, что в пустынях Ближнего Востока существует загадочный цветок. Под обжигающим солнцем, во власти раскаленного песка его листья неминуемо погибают, зажимая в кулак ветвями, словно старческими пальцами, сердце растения. И, превратившись в камень, высохший шар начинает свой бесконечный бег в поисках живой воды под порывами ветра по пустыне. Как перекати-поле прибивается к воде. С первыми каплями спасительной влаги происходит чудо: ладонь цветка раскрывается, и внутри прорастают удивительной красоты белые крошечные цветы. Этот процесс занимает примерно 24 часа. Но наступает время, волшебные листья вновь прячут бессмертную поросль, и путешествие продолжается... - это иерихонская роза, её научное название - анастатика иерихонская (лат. Anastatica hierochuntica). Оно произошло от древнегреческих слов "снова оживленный" или "воскресший". Впервые растение обнаружили в Средневековье рыцари – крестоносцы, которые заметили удивительные способности к возрождению цветка. Вернувшись из похода, они освятили найденное необычное сокровище и дали ему название "Цветок Воскресения". По другой версии растение обнаружила Мария по пути в Египет, дав ему благословение к бессмертию. Поэтому его еще называют "Рука Марии". Несмотря на свое название, цветы растения мало напоминают классическую розу. И, хотя по легенде роза возрождается бесконечно, ее жизненный цикл в реальности все же ограничен и составляет примерно тридцать лет, что тоже впечатляет! Но особенно удивителен тот факт, что в засохшем виде это растение способно храниться долгие годы. Нам показали её как в засушенном, так и в ожившем виде. Ребята были в восторге!
Мы увидели редкое, произрастающее сейчас только в Евразии и Африке, растение иссоп, которое употреблялось при еврейских обрядах очищения. Пучки иссопа опускали в кровь и мазали ею перекладины и оба косяка дверей в первую Пятидесятницу (Пасху) в Египте (Исх. 12:22). При очищении прокаженных для помазания кровью связывали вместе кедровое дерево, червленую нить и иссоп (Лев.14:4 и Евр. 9:19). Моисей, произнесши все заповеди закона пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою, иссоп с червленою шерстью и окропил этим как самую книгу, так и весь народ. Иссоп употребляли также при жертвоприношении рыжей телицы (Числ 19:4). Поэтому и Давид молится: «Окропи меня иссопом и буду чист» (Пс. 50:9). Из 3Цар. 4: 33 видно, что иссоп было небольшое растение. У Ин. 19:29 мы читаем, что солдаты наложили на иссоп (ствол) ту губку, которую они напоили уксусом и поднесли к устам Иисуса.
Весьма многозначен тёрн. Из горящего терновника с Моисеем разговаривал Бог (Исх. 3:2), но терновый венец был возложен на голову страдающего Христа (Мф. 27:29). На выставке можно увидеть копию тернового венка - «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!» – и били Его по ланитам» (Ин. 19:2-3). Он был сплетен из колючих веток зизифуса - растение из семейства Крушинные, оно широко распространено по всему Ближнему Востоку. Девочки и мальчики даже смогли потрогать и оценить, насколько на самом деле острые его колючки.
Ещё мы увидели растения, упоминания о которые также присутствуют в Библии, такие как дуб (Быт. 13:18), можжевельник (3Цар. 19:5), ясень (Ис. 44:14), аир (Песн. 4:14), алой(Песн. 4:14),мирт (Ис. 41:19), шафран (Песн. 4:14), яблоня (Песн. 2:3),мята (Лк. 11:42).
После знакомства с экспозицией "Библейский сад" ребята оставили свои отзывы на импровизированном «Древе познания добра и зла»! Кто-то выразил своё восхищение, благодарность за выставку, кто-то пожелание сюда прийти ещё раз, но уже со всеми своими родственниками, но безучастными не остался никто из нас. Эта замечательная выставка открыта до 6 мая. Мы благодарны экскурсоводам за удивительное, познавательное и интересное исторически - ботаническое путешествие! Дети и родители были счастливы увидеть малую живую часть Библейской истории! Спаси Господи! Фотографии



II (очный) Войсковой отборочный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» Иркутского войскового казачьего общества
12 июня 2023 года прошел II (очный) Войсковой отборочный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» Иркутского войскового казачьего общества. . Подробнее

Линейка по окончанию 2022-2023 учебного года
14 мая, в 5-е воскресение по Пасхе, в воскресной школе прихода Александра-Невского храма состоялась линейка по завершению 2022-2023 учебного года. . Подробнее

Пасхальный утренник воскресной школы
Вот и наступил праздников праздник, торжество из торжеств – Пасха, Светлое Христово Воскресение. Не смотря на то, что погода показала свой суровый сибирский характер, теплота праздника Пасхи, как это всегда и бывало, пересилила все невзгоды и трудности. Подробнее

Семинар педагогов и руководителей воскресных школ Иркутской епархии
Сегодня, 1 апреля, педагоги нашей воскресной школы приняли участие в семинаре, который проводил отдел просвещения Иркутской епархии на базе Знаменского монастыря г. Иркутска. Подробнее

День православной книги
Во времена проникновения процесса цифровизации практически во все сферы жизнедеятельности человека книга по-прежнему остается одним из основных источников получения информации. В этих условиях особенно актуальным является проведение Дня православной книги, утвержденного Священным Синодом РПЦ еще в 2009 г. Подробнее

Как вы провели сырную седмицу?
В завершении сплошной масленичной недели, уже немного утомленные шумными народными гуляниями и выпечкой блинов), педагоги нашей Воскресной школы Елена Александровна Полубоярова и Мария Викторовна Еремина 25 февраля организовали своих учеников вместе с их родителями на выставку церковного искусства из фондов Иркутского краеведческого музея "Свет невечерний. Выставка для верующих и неверующих". Подробнее

Зимний спортивный праздник
Сегодня, 19 февраля, в храме Александра Невского прошел традиционный Зимний спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Соревнования прошли с 12. Подробнее

XXXI Международные рождественские образовательные чтения
Настоятель Александро-Невского храма протоиерей Марк и директор воскресной школы Косолапова Татьяна Витальевна приняли участие в XXXI Международных рождественских образовательных чтениях, которые прошли с 23 по 27 января в Москве. Отец Марк участвовал во всех мероприятиях направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества», где, в том числе, выступил с докладом «Почему казаки всегда православные». Подробнее

Иркутская иордань - 2023
Подготовка к празднованию Святого Богоявления началась еще в декабре прошлого года. Строительство ледового комплекса «Иордань» на заливе Якоби всегда предварительно согласовывается с соответствующими службами МЧС РФ, администрацией города Иркутска и др. Подробнее

Молебен в часовне вмч. Пантелеймона в МНТК «Микрохирургия глаза»
В Крещенский сочельник,18 января, в Иркутском филиале МНТК «Микрохирургия глаза», при котором работает часовня во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, был совершен молебен с чином освящения воды. Молебен служили клирики храма Александра Невского г. Подробнее

Все новости >>