25.03.2018 Вместе по лестнице Великого поста
Сейчас идёт благодатное время Великого поста и в его пятую неделю ученики из группы младших школьников и их родители собрались на совместном уроке, чтобы вместе разобраться в том, что же это за особенное время для каждого христианина - Великий пост, как нам провести эти семь недель с пользой для души и приготовиться к особой пасхальной радости и в чём его смысл. Слова «совместный» и «вместе» на нашем занятии играли не последнюю роль потому, что на урок почти все семьи пришли не просто слушателями и зрителями, а подготовленными, каждый в своей теме-ступеньке. Принцип наглядности – один из самых действенных при формировании личности ребенка, и мы нарисовали на доске ступеньки, ведущие вверх. С одной стороны, это память о Лествице рая – пути постепенного восхождения человека к духовному совершенству, с другой – образ поста, как пути к Богу, а каждая ступенька – это Седми́ца (современная неделя) напряженного духовного труда и первый воскресный день седмицы называется «неделя» (от «не делати»). Также хорошим подспорьем на этом пути нам был, изготовленный заранее, великопостный календарь в рабочей тетради каждого из ребят, по которому мы во время наших воскресных занятий готовились к посту, ставя перед собой какую-то позитивную цель - задачу что-то конкретное в себе исправить, а также в период Великого поста мы совсем кратко знакомимся с значением каждой из его недель, седмиц и праздников. Прежде чем отправиться вверх, у подножия нашей лестницы мы обсудили вопросы: история постов, какие они бывают, почему мы, православные люди, в пост не употребляем именно продукты животного происхождения, о покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина, почему Великий пост длится именно семь недель, как его следует проводить и какова же его основная цель? Далее преодолеть каждую ступень-седмицу нам предстояло с помощью одной из семей учеников группы. Дети вместе с родителями, по мере своих возможностей и творческой фантазии, друг за дружкой, как по ступеням лестницы, рассказали о том, какие подготовительные недели предваряют Святую Четыредесятницу (о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде, с предшествующей ей Вселенской родительской (мясопустной) субботой, и, наконец, Воспоминание Адамова изгнания за нарушенную заповедь первого поста в истории человечества и Прощёное воскресенье). Теперь мы понимаем, чему посвящены воскресные дни Великого поста, в которые мы вспоминаем какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан, а это - Недели Торжества Православия, Святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, Преподобного Иоанна Лествичника, Преподобной Марии Египетской, и, почему Великий пост, как период сугубого покаяния, заканчивается в пятницу шестой седмицы, а Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) стоят особняком и в Великий пост не входят, хотя пост в эти дни, разумеется, не отменяется. Мы узнали, что седьмая постная седмица - Страстная - с богослужебной точки зрения также не входит в святую Четыредесятницу, ведь эти дни посвящены уже не нашему покаянию, а воспоминанию последних дней жизни Христа. Обратили внимание, что в этом году в этом году Страстная Суббота выпадает на 7 апреля - двунадесятый праздник Благовещенье Пресвятой Богородицы. В середине урока, чтобы немного подкрепиться и передохнуть, мы устроили общее чаепитие, на котором нас угощала постным печеньем в форме крестиков одна из семей, рассказывавшая нам о неделе Крестопоклонной и, в том числе, о традиции печь на этой неделе такое угощение. Музыкальный руководитель нашей группы Елена Юрьевна рассказала нам о главной из числа особых служб Великого поста – это литургия Преждеосвященных Даров и о том, что если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь и нужно посещать также и особые его службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Мы послушали песнопения «Да исправится молитва моя» (муз. П. Чеснокова) и «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…», которое во время Великого входа в Литургии Преждеосвященных Даров хор поет вместо «Иже херувимы...». Научить ребенка воздержанию – одна из главных педагогических задач, поставленных перед нами, родителями, святителем Иоанном Златоустом. Пост – это, конечно, не диета, которая не цель, а лишь средство. Это время воздержания, дел милосердия, молитвы и покаяния. Это пауза, остановка в нашей суетной жизни, когда мы становимся строже к себе, внимательнее друг к другу. Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам. Ведь мы же не просто заставляем своих детей выполнять некий набор религиозных правил: поклоны, молитвы, крестное знамение, посты, исповедь, причастие … – мы не заставляем никого, кроме самих себя. И когда мы сами живем жизнью Церкви, мы приобщаем к этой жизни своих детей. Ведь дети, которые привыкли поститься с детства, легко постятся и потом, в отрочестве, в юности, во взрослой жизни. Он станет естественной частью их жизни. Но путь к свободе их выбора лежит через послушание. И пост – это возможность научиться слушаться и слышать голос Православной Церкви. Главная цель поста – подчинение тела духу: очищение души от грехов и примирение ее с Господом Богом. Господь ценит любое усилие, приложенное человеком, любой его труд. Но цель приложения усилия теряться не должна – иначе и усилие тщетно. А пассивности в жизни православного христианина быть не должно, вся жизнь человека должна быть активной к выполнению воли Божией, ведь «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Наша лестница привела к ПАСХЕ! Ведь как говорит Апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И.… мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:14, 19). Будем же благоразумны и усердны во всём, что мы делаем, особенно в дни Великого поста и ожидания СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ! Она у нас ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК И ТОРЖЕСТВО ТОРЖЕСТВ! Мы все потрудились, готовясь и участвуя в нашем творческом познавательном уроке. Так потрудимся же ещё в оставшиеся дни, чтобы, в единении Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Святого Причащения, встретить главный православный праздник. Всем спасибо за старания и работу! Слава Богу за всё! Фотографии.
|